LizarD71 › Блог › Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много “неправильных” скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем “веник” подключаемого провода в начало “веника” основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места “скрещивания” до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что “на коленке” повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:
Источник: www.drive2.ru
Как соединить провода с помощью зажимов — винтовые и прокалывающие
Электротехнические работы, которые связаны с кабелями, сопровождаются необходимостью ремонта, монтажа, обслуживания. Во всех этих процессах используются разные специальные приспособления, в числе которых зажимы. Они позволяют нарастить провод, если не хватает метров или если нужно менять вышедший из строя участок. Также они применяются для временного подключения к тестерам, осциллографам и другим приборам. Существует большое количество видов зажимов, каждый из которых обладает своими характеристиками, достоинствами и способом подключения.
>
Самые распространенные виды электрических зажимов
В магазинах электротехнической продукции можно найти широкий ассортимент различных зажимов. Они отличаются по материалу (металлический, пластиковый, пластмассовый), предназначению, способу фиксации, месту установки (улица, помещение). Все типы описать невозможно, но есть ряд моделей, которые используются чаще всего. Применение конкретного вида зажимных механизмов зависит от характеристик электросети, параметров соединений, условий эксплуатации и других важных критериев.
Простые клеммы с винтом
Винтовые зажимы для проводов позволяют выполнить соединение без нарушения структуры кабеля. Клемма надежно фиксирует провода даже из разных сплавов, таких как медь и алюминий.
Конструкция приспособления представляет собой канал из металла (бронза, латунь) небольшой длины с малым диаметром. На канале есть два отверстия с резьбой для установки фиксирующих винтов. Обычно в быту используются винты одноходовые на полиэтиленовой основе или из пластика. Соединение двух отрезков производится путем установки концевых частей в канал с двух сторон, после чего производится фиксация винтами.
Можно найти различную конфигурацию зажимов в зависимости от параметров монтажа. К ним относятся:
- диаметр проводов;
- класс изоляции;
- количество контактных точек;
- токовые характеристики.
Клеммы с винтом подходят для любых технических условий, распространенных в бытовом секторе.
Самоподтягивающие и рычажные зажимные конструкции
Такие механизмы отличаются повышенным удобством пользования. Для работы с самоподтягивающими одноразовыми зажимами достаточно вставить зачищенный конец провода в отверстие до упора.
Пластинчатые зажимы для подключения проводника имеют внутри пружину, которая не дает проводнику ускользнуть. При прокладке внутрь кабеля пластина поджимается жилой и блокирует провод. Чтобы вытащить при необходимости провод, потребуется отжать пластину через отверстие во втором ряду при помощи отвертки. Этот тип зажимных устройств способен выдержать 3-4 повторных соединения.
Более удобной считается конфигурация, где вместо винтов используются рычаги. Провод поднимается при помощи пластины, которую фиксирует рычаг. Для работы такого устройства достаточно поднять рычаг, вставить в канал кабель и опустить механизм до щелчка. Для вытаскивания провода выполняется обратная процедура.
Соединительные изолирующие зажимы
Зажимы спиральные для проводов используются для соединения небольших по диаметру проводников. Несколько проводов зачищаются, формируются в группу и накрываются изолирующим механизмом до упора. Для надежной фиксации колпачок следует несколько раз повернуть. Стягивание нескольких жил производится за счет конической спирали. При накручивании колпачка группа кабелей затягивается в единый узел.
Используются колпачковые соединители из пластика для электропроводки небольшой мощности. Также такие зажимы применяют при монтаже электросетей внутри дома.
- без упорных выступов;
- с упорными выступами.
Второй вид применяется для проводов с большим диаметром.
Прокалывающий зажимный механизм
Электролинии мощностью до 1 кВт используют прокалывающие зажимы. Они позволяют соединять отрезки с сечением 1,5-10 кв.мм на ответвительных линиях и с площадью 16-95 кв.мм. на магистральных.
Конструктивно они представляют собой металлический обхват, который покрыт изоляцией. Он сжимается при помощи упорного болта. На обхватывающей пластине нанесены металлические зубцы, которые прокалывают изоляцию и впиваются в сам проводник, надежно его фиксируя.
К преимуществам прокола электрического для кабеля можно отнести возможность отказа от операции по удалению изоляционного слоя. Также при работе с зажимом не требуется отключение электроэнергии на линии. Создается герметизация высокого уровня по отношению к атмосферным влияниям, таким как ультрафиолетовое излучение, влага.
Прокалывающие механизмы для СИП
С помощью таких механизмов можно осуществить подключение СИП к голому проводу без траты времени на зачистку изоляции. Выполняются из армированного стекловолокна и полимеров.
Есть два варианта зажимов для СИП:
- с одним болтом;
- с двумя болтами.
Первый способ также носит название голый СИП. Подходит для подсоединения неизолированных проводов на СИП.
Второй метод с двумя болтами применяется в подключении на главных магистралях. Корпус производится из стеклоармированного полимера.
Зажим между гайкой и болтом
Простой и надежный способ фиксации с помощью болтовых зажимных приборов активно применяется на силовых сетях.
Для соединения потребуются следующие детали:
- болт соответствующего диаметра;
- гайка;
- шайбы;
- контргайка.
Таким методом можно даже соединять проводники из разных материалов.
Зажимы другого предназначения
Кроме механизмов, которые применяются для соединения электрических проводников, есть модели под другие задачи. К ним относятся зажимы под крепление подвесов, под тестовые задания, типа “крокодил” и другие.
Зажимы анкерного типа под крепление
Такая конструкция используется для крепления кабелей с сечением от 2 до 25 кв.мм. Может соединять от двух до четырех проводов. Состоит коробка с зажимами для кабелей и проводов из корпуса из полимерного материала, у которого имеется саморегулируемый зажимной механизм.
Это устройство не используется для соединения проводов. Оно предназначено именно для монтажа – крепления в подвешенном состоянии. Есть разные конфигурации анкерных зажимов для проводов сип. К ним относятся:
- модели под самонесущие системы;
- модели под изолированную нейтраль.
Сами механизмы используются легко. Для крепления есть открывающаяся дуга, на которую можно устанавливать кронштейны, крюки и другие приспособления, которые затем будут крепиться на теле зажима электропроводов.
Зажимы для тестовых задач
Есть множество задач в электронике и электротехнике, при которых нужны зажимы для тестового использования. Это может быть проверка работоспособности устройства с помощью тестера, измерение уровня тока или напряжения или временное подключение к источнику питания. Для таких работ подходят раздвижные или нажимные конструкции с шипами, которые называются “крокодилы”. Они выполняются из металла и покрываются ПВХ изолятором. Зубчатая часть должна быть открытой.
Зажимы для тестовых работ можно разделить на две больших группы – для высоковольтной и низковольтной электроники. Их отличие заключается в разных граничных условиях по току и напряжению. При работе важно не перепутать типы тестовых зажимных механизмов, чтобы не вывести из строя устройство.
Правильное соединение кабелей
Правильность процедуры соединения кабелей с помощью зажимных механизмов гарантирует качественный, безопасный и стабильный контакт. Чтобы корректно соединить две жилы, нужно следовать приведенному алгоритму.
Пошаговая инструкция по соединению кабелей:
- Выведение рабочих проводников к месту контакта.
- Отключение сети, вытаскивание прибора из розетки, если наращивается провод на бытовой технике.
- Снятие изоляции на участке ввода в зажим. Зачистить концы можно с помощью ножика или используя специальный инструмент. Последний вариант предпочтительнее, так как профессиональное оборудование не повредит тонкие жилы. Зачистка производится до появления характерного блеска провода.
- Установка неизолированных частей кабеля внутрь гильзы зажима.
- Закрепление соответствующим способом. Это могут быть проколы электрические, стягивание, сдавливание и другие виды фиксации.
>
Если есть необходимость, можно дополнительно заизолировать место контакта.
Обычно работа по соединению проводов с использованием разных приспособлений осуществляется в распределительных коробках, поэтому нужно соблюдать технику безопасности.
Источник: strojdvor.ru
Зажимы для проводов – разновидности современных приспособлений для коммутации электрической проводки
Электрические приборы уже давно стали неотъемлемым атрибутом жизни человека. Без них быт уже невозможно представить.
Более того, их количество постоянно растет – в квартирах появляются посудомоечные машины, тостеры, микроволновки, всевозможные гаджеты и даже датчики, которым также требуется питание. В связи с этим нагрузка на электрические сети существенно возросла, поэтому для нее предъявляются новые, строгие требования.
Самой слабой частью электрической сети являются места соединения проводки. Сейчас для коммутации активно используются зажимы для проводов. Именно их применение обеспечивает надежность и безопасность. В данной публикации будет рассказано обо всем многообразии этих приспособлений.
Стандартные способы коммутации проводов
Технически провода можно соединять несколькими методами, каждый из которых имеет преимущества и недостатки в определенных ситуациях.
Все они представлены в следующей таблице:
Тип соединения, фото: | Краткое описание: |
Пожалуй, самый простой и надежный метод. Клеммники – это механизмы разного рода строения, которые зажимают внутри себя провода, надежно их фиксируя и обеспечивая устойчивую коммутацию. Этот пункт будет подробнее раскрыт по ходу статьи. | |
| По надежности соединения металлическая гильза гораздо лучше, чем любая из клемм. Представляет собой приспособление короткую трубку из луженой меди или плоский наконечник с отверстием для монтажа. В середине стандартной гильзы имеется ограничитель, обеспечивающий равномерное погружение в тело трубки проводов с двух сторон. Монтаж достаточно прост, но требует применения специального обжимника – кримпера. Концы проводов заводятся в гильзу, после чего обжимаются по краям, что и позволяет создать очень прочное соединение. Недостаток такой связки в том, что она является неразрывной, плюс у гильзы нет собственной изоляции. Применяют гильзы и там, где необходимо сделать надежной винтовое соединение. |
Простое и крайне надежное соединение, которое позволяет соединить друг с другом алюминиевый и медный провода, при условии использования металла, который не образует с указанными ранее гальванической пары. Таковым металлом будет сталь. Хорош метод еще и тем, что болт может использоваться как зажим для провода большого сечения. Однако недостатков у него гораздо больше. Во-первых, конструкция получается слишком громоздкой, и уместить ее в подрозетнике или распределительной коробке становится нереальным. Во-вторых, для изоляции приходится наматывать сверху много изоленты, что также получается габаритным и не технологичным. По этой причине используют их в больших монтажных соединениях и при необходимости соединить алюминий с медью. | |
Сварные соединения являются по праву самыми надежными, так как металл скрепляется на молекулярном уровне, и в результате получается самое низкое сопротивление. Для такой коммутации потребуется сварочный аппарат, с которым еще и обращаться нужно уметь. Особенно хороша сварка, когда требуется связать толстые многожильные проводники. Источник: elektrik-a.su Соединяем провода за 30 секунд с помощью колпачков СИЗОдин из самых надежных, но незаслуженно обделенных вниманием способов соединить два или несколько проводов – с помощью СИЗ. Рассказываем, что это за колпачки, почему их так любят электрики и как правильно делать соединения таким способом. Хороший контакт и низкое сопротивление зависит от качественно выполненного соединения. В ПУЭ п. 2.1.21 говорится, что соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.). СИЗ как раз и является изоляционным сжимом для соединения двух и более проводников. В этой статье мы объясним, какие виды колпачков бывают, как ими правильно пользоваться и какие у них есть преимущества по сравнению с другими типами сжимов. Конструкция СИЗСИЗ (соединительный изолирующий зажим) представляет собой нехитрую конструкцию:
По сути СИЗ создает внутри себя плотную скрутку из проводов, а колпачок изолирует токоведущую часть. Такое соединение не нуждается в дополнительной изоляции термоусадкой или изолентой. Само по себе соединение получается надежным, но при этом разборным, поэтому подойдет для распредкоробок, к которым есть доступ. Отметим, что у соединения путем скручивания сжимом СИЗ получается довольно низкое сопротивление. Мы уже тестировали несколько разных соединений с помощью Микромиллиомметра ИК-1А, и СИЗ показала отличный результат победив даже WAGO, уступив только винтовому клеммнику. Какой размер колпачка взять?У обычных СИЗ есть 5 типоразмеров, каждый из которых рассчитан на определенное сечение и количество проводов. Ниже в таблице приведены все типоразмеры. Обратите внимание, что каждый размер включает в себя суммарное сечение проводов. То есть, например, СИЗ-3, который рассчитан максимально на 6 мм 2 , вполне может соединить четыре провода по 1,5 мм 2 . Вот таблица для усиленных колпачков. Они обозначаются СИЗ-К (крылатые) и также имеют 5 типоразмеров: Для распредкоробок в квартире наиболее популярными являются СИЗ-3 и СИЗ-4, так как чаще всего приходится соединять провода сечением 2,5 мм 2 . Если все же решили положить провод 4 мм 2 или соединяете более 2 проводов, тогда берите усиленные колпачки с крылышками (подробнее о типах ниже). Разновидности сжимов СИЗВот тут начинается самое интересное. Существует немало разновидностей колпачков СИЗ, каждый из которых имеет свои особенности: Как соединять провода с помощью СИЗГлавное преимущество колпачков по сравнению с другими сжимами — это скорость монтажа. По скорости они разве что уступают клеммникам WAGO, но разница во времени не существенна. Для качественного соединения моножильных проводов нужно выполнить следующие действия:
С многожильными провода процедура практически такая же, только перед закручиванием колпачка рекомендуем сначала скрутить два провода в скрутку. Если какая-то часть провода осталась голой, тогда просто наматываем на нее изоленту. Узнайте об интересных явлениях в мире электричества: Источник: ichip.ru Какое соединение проводов надежнее – зажимы Wago или скрутка? История реальных испытаний
Происходит это за счет появления переходного сопротивления в месте соединения проводов, следовательно чем лучше контакт – тем меньше переходное сопротивление, тем надежнее электрическая цепь. В домашней электропроводке раньше наверное в 90% случаев соединения делались скрутками проводов с последующей пайкой или сваркой, но зачастую и просто так. Иногда применялись и болтовые соединения, клемные зажимы. Но наука не стоит на месте и вот на помощь электрикам были изобретены самозажимные клеммы, сейчас их еще называет зажимы Wago. Работать стало проще, веселей, при расключении в распредкоробке знай успевай вставлять провода в зажимы, все очень просто – вставил и забыл. Не надо снимать много изоляции с провода, достаточно 10-12мм, не надо скручивать провода, изолировать. Единственный минус это невозможность соединения зажимами Wago гибких проводов. А чем скрутка хуже? Неужели она так плоха и проигрывает по всем статьям ваговскому зажиму? Как то обидно мне стало за нее, особенно когда читаешь на форумах – «Скрутка вне закона!», или «Скрутку применяют только дилетанты, это прошлый век!» и т.п. Вот я себя дилетантом не считаю и много соединений сделал с помощью скруток – со сваркой и без нее и считаю что грамотная сделанная скрутка ничуть не хуже современных зажимов типа wago. Я решил провести испытания этих двух соединений и выяснить как они ведут себя при различных режимах работы – номинальном, работа на максимуме и аварийный режим – сильный перегруз провода по току. Взял четыре обрезка медного провода сечением 2,5 квадрата, два из них соединил скруткой, другие два – ваговским зажимом, купленным в магазине и предназначенным для этого сечения проводов. Раньше я уже «пытал» ваговский зажим и пытался измерить параметры переходного сопротивления. Сопротивление мне измерить так и не удалось, так как не нашел прибора, тут требуется микроомметр. Тогда я стал рассуждать так: если есть переходное сопротивление, значит в этом месте будет происходить нагрев при протекании электрического тока выше допустимого. От нагрева будет плавиться изоляция на проводе и если в скрутке переходное сопротивление больше – то и температура будет больше и изоляция начнет плавиться раньше. Значит надо включить через эти два соединения одинаковую нагрузку, причем с током больше допустимого и за одинаковое время при одной и той же температуре в помещении можно будет косвенно сделать выводы какое соединение проводов лучше – скрутка или зажим wago. Для проверки своих предположений я собрал свой испытательный стенд. Провода соединил последовательно через зажимы модульных автоматов, а как известно при последовательном соединении двух проводников электрический ток одинаковый – значит в любой момент времени через испытываемые соединения ток будет протекать один и тот же. Осталось только подключить нагрузку и измерить температуру на скрутке и зажиме для сравнения. Сначала решил ток сделать чуть больше номинального – 30 ампер. Температуру мерял пирометром и тепловизором. Через 1,5 часа испытаний температура на скрутке стала максимум 43,9 градусов, у зажима wago – 56,9. Разница небольшая. Но она есть! Пока скрутка выигрывает. Причем скрутку я даже не сваривал – просто туго скрутил провода и все. Оставил провода под этим током еще на 3,5 часа и следующие измерения показали что температура не изменилась. Следующий этап – включил нагрузку с током 50 ампер. Уже через 20 минут температура стала 82 градуса у скрутки и 96,4 у ваговского зажима. Продержал под этим током три часа, температура не изменилась, изоляция не оплавлялась. Медные провода выдерживают двухкратный допустимый ток, правда они в одной изоляции и расплоложены на воздухе, то есть теплообмен у них лучше чем у допустим проводов под штукатуркой. Конечно. Если эти же провода уложить под штукатурку то греться они стали бы гораздо сильнее. И напоследок решил включить провода на 80 ампер что бы увидеть наконец – что же произойдет при трехкратно допустимом токе? И вот тут я своими глазами увидел как скрутка выдерживает ток, а зажим wago от нагрева стал сам плавиться и стала вздуваться и покрываться пузырями изоляция провода причем оплавление начинается от ваговского зажима! У скрутки же провод видно было что нагревается равномерно по всей длине от начала до конца. Буквально через две минуты испытания я закончил, изоляция на проводах вздулась и почернела, можно делать выводы. Скрутка выиграла по всем статьям! Я увидел что переходное сопротивление у провода, соединенного скруткой практически равно нулю, а вот у ваговского зажима оно есть и значительно больше. Так что ярым противникам скруток есть достойный ответ в споре между скруткой и зажимом wago, не надо быть столь категоричными и слепо отвергать то, что применялось десятилетиями – я о скрутке конечно. Ну а в пользу ваговского зажима хочу сказать что его вполне можно применять там, где ток не превышает допустимого, а так же есть доступ для обслуживания этого контактного соединения. В практике моей работы было когда распредкоробки при ремонте полностью закрывались гипсокартонном, естественно что обслуживать их при этом – просто никак… В этом случае я расключался в распредкоробках скрутками с последующей сваркой и был на 100% уверен что с такими соединениями ничего не произойдет. Никакими другими соединениями в таких случаях я не пользуюсь. Так что выбор за вами, нравится быстрота и удобство – пользуйтесь wago, а если хотите надежного соединения – делайте скрутку с последующей сваркой, так надежней! Источник: electrik.info |