Как проверить трехфазный электродвигатель

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатели применяются во многих бытовых устройствах, поэтому если прибор, в котором установлен агрегат начинает барахлить, то, во многих случаях, диагностические мероприятия следует начинать с прозвона обмотки движка. Как прозвонить электродвигатель мультиметром, и сделать это правильно, будет подробно описано ниже.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

  1. Произвести замеры сопротивления между выводами двигателя.
    Данная операция может быть осуществлена мультиметром, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 100 Ом. Исправный асинхронный двигатель должен иметь между одним крайним и средним выводом подключаемой обмотки сопротивление около 30 — 50 Ом, а между другим крайним и средним контактом — 15 — 20 Ом. Данные измерения указывают на полную исправность пусковой и основной обмотки агрегата.
  2. Провести диагностику утечки тока на «массу».
    Чтобы прозвонить агрегат на утечки электрического тока, необходимо перевести режим работы мультиметра в положение измерения сопротивления до 2 000 кОм и поочерёдным соединением каждой клеммы с корпусом электродвигателя определить наличие или отсутствие повреждения изоляции. Во всех случаях, на дисплее мультиметра не должно отображаться каких-либо показаний. Если для измерения утечки используется аналоговый прибор, то стрелка не должна отклоняться в процессе проведения диагностических манипуляций.

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Источник: evosnab.ru

Как прозвонить электродвигатель на исправность с помощью мультиметра

Все электродвигатели классифицируются по разным параметрам – мощности, особенностям внутренней схемы и так далее. Но, как правило, все неисправности в них типовые. Поэтому и проверка (прозвонка) электродвигателей на исправность, независимо от их модификации (постоянного тока, синхронные или асинхронные), разновидности, мощности, назначения и так далее проводится по одному и тому же алгоритму.

И если читатель поймет смысл всех операций, то без труда сделает простейшую диагностику любого из электродвигателей, чтобы удостовериться в его работоспособности.

Порядок действий

Перед тем, как приступить к тестированию электродвигателя, его нужно отсоединить от привода. Только в этом случае гарантируется точная диагностика изделия.

Проверка кинематики

Один из самых распространенных случаев, когда напряжение на образец подается, а он «стоит», без всяких признаков «жизни». Убедиться в исправности механической части двигателя несложно – достаточно прокрутить его вал вручную, причем на пару-тройку оборотов. Если это можно сделать без каких-либо усилий, то изделие исправно. Небольшой люфт (иногда он есть) для некоторых типов электрических двигателей вещь вполне допустимая. Но если он значительный, то это уже следует рассматривать как отклонение от нормы. В этом случае о полной исправности двигателя (даже при отсутствии иных дефектов) говорить не приходится.

Проверка напряжения питания

Если механическая часть двигателя исправна, то следует переходить к тестированию всей электрической схемы. Номинал подаваемого напряжения должен соответствовать значению, указанному в паспорте эл/двигателя. Вот в этом и нужно убедиться, произведя измерение на его клеммах (выводах). Для этого необходимо лишь снять крышку с соединительной коробки. Почему именно там?

Практически ни один эл/двигатель напрямую к источнику питания не подключается. Всегда есть промежуточные «звенья» в цепи. Даже в самой простейшей схеме имеется хотя бы 1 элемент – кнопка (тумблер, АВ или что-то подобное). Нельзя исключать и кабель, которым соединяется электродвигатель с источником питания. Возможно, само изделие и в норме, а не запускается совершенно по другой причине (поломка защитного автомата, МП, обрыв в питающем проводе).

Читайте также:  Как паять провода

Если проверка показала, что напряжение подается, и оно соответствует нормативу, то вывод однозначный – неисправность в электрическом двигателе.

Внешний осмотр

Начинать нужно с того, что, как это не покажется странным, в буквальном смысле электродвигатель понюхать. Самый простой и действенный способ первичного определения его неисправности. В большинстве случаев при нарушениях в схеме повышается температура внутри корпуса, что приводит к частичному плавлению компаунда. А это всегда сопровождается характерным запахом.

Потемнение краски на электродвигателе, особенно на отдельном сегменте, появление темных наплывов в районах крепления крышек на торцах корпуса – верный признак избыточного нагрева.

После снятия «колпаков» следует осмотреть внутренности электродвигателя со всех сторон. Расплавление компаунда сразу же будет заметно. Если он «потек» достаточно сильно, то однозначно придется заниматься ремонтом изделия – его нельзя считать полностью исправным.

Проверка электрической части двигателя

Проверка щеток

Это касается моделей коллекторного типа. То, что они на месте, еще не говорит об исправности электродвигателя. У этих сменных контактов есть некоторый предел износа, и его реальную величину визуально несложно оценить по их длине. Как правило, допустимая выработка – если «высота» щетки не менее 10 мм. Хотя для конкретного изделия следует уточнять. Но в любом случае при подозрениях на повышенный износ лучше сразу же их заменить.

Проверка контактных групп

На роторе находятся ламели. Не только повреждения любой из них или отслоения, но даже глубокая царапина – признак неисправности. Возможно, электродвигатель еще какое-то время и поработает, но вот сколько и как эффективно – большой вопрос.

Проверка обмоток

Для этого они исключаются из схемы. Методика зависит от типа эл/двигателя. Выводы можно отпаять или «откинуть», раскрутив фиксирующие гайки. В противном случае протестировать их на целостность невозможно. Обмотки электродвигателя соединяются в общую схему («звездой» или «треугольником»), и их тестирование в исходном состоянии бессмысленно – они все будут «звониться». Даже и при обрыве в случае короткого замыкания.

На целостность обмоток

По сути, каждая из них – провод, уложенный соответствующим образом. Все они соединены в схему. Следовательно, из выводов должна быть лишь одна «пара». Вот и нужно взять любой из них (предварительно сняв все перемычки) и поочередно, при помощи мультиметра, «прозванивать» с остальными. Если при проверке конкретного вывода прибор все время показывает ∞ (при измерении сопротивления), то в этой статорной обмотке – внутренний обрыв. Однозначно – в ремонт.

На КЗ

Методика идентична, и повторять проверку нет смысла. Это оценивается сразу, параллельно. Нужно лишь учесть, что если какой-то вывод «звонится» более чем с одним проводом, то это означает, что между обмотками – короткое замыкание. То же самое – только в мастерскую.

На пробой

В принципе, аналогично. Разница лишь в том, что при проверке изоляции проводников один щуп тестера постоянно на корпусе электродвигателя (предварительно следует зачистить небольшой «пятачок» от краски), а второй последовательно присоединяется ко всем выводам, поочередно. Если хотя бы раз прибор покажет нулевое сопротивление, значит, этот проводник «коротит». И в этом случае без ремонта не обойтись.

Что учесть при проверке двигателя

  • Проверка с помощью «контрольки» (лампочка + батарейка) не позволит провести тестирование двигателя в полном объеме. Поэтому однозначно судить о его исправности при таком способе нельзя.
  • Есть и еще одна неисправность, хотя она встречается довольно редко – межвитковое замыкание. Определить ее можно лишь с помощью специального прибора. Если после всех проведенных проверок электродвигатель не пускается или работает некорректно, то дальнейшее тестирование следует доверить профессионалу, в специализированной мастерской. Сверка величин сопротивлений обмоток (есть и такие рекомендации) – напрасная трата времени. Отклонения в 1 – 2 Ом тестер может не показать (стоит учитывать допустимую ошибку в измерениях, в зависимости от класса прибора).
  • При выборе сервисного центра (для дальнейшего ремонта) следует обратить внимание на расценки. Перемотка электродвигателя стоит довольно дорого. И если за эту услугу просят немного, есть над чем подумать. Вариантов несколько – недостаточная квалификация персонала, упрощенная процедура, использование низкокачественного компаунда. Но в любом случае после перемотки двигатель долго не прослужит.

    И последнее. Нужно просчитать, что выгоднее – восстанавливать исправность изделия или приобрести новое. Это зависит от специфики его эксплуатации, интенсивности использования, необходимости в нем в какой-то момент времени (срочная работа, например). Практика показывает, что после того, как эл/двигатель побывал в мастерской, в «чужих руках», больше полугода он не проработает. Проверено.

    Ну а как поступить, решать только вам, уважаемый читатель. По крайней мере, самостоятельно произвести простейшие проверки электрического двигателя на исправность вы уже сможете.

    Источник: electroadvice.ru

    Как Проверить Трехфазный Двигатель Тестером

    Как проверить мультиметр двигателя: пошаговая сводка и советы

    Часто вопрос заключается в том, как проверить двигатель после отказа, даже после ремонта, если он не вращается. Для этого есть несколько способов: внешний осмотр, специальный щит, намотка «пословиц» с помощью мультиметра. Последний метод более экономичен и универсален, но не всегда дает правильные результаты. Для большинства постоянных сопротивление обмотки практически равно нулю. Следовательно, потребуется дополнительная схема измерения.

    Моторостроение

    Быстро научиться проверка двигателя, структура основных частей должна быть четко визуализирована. КАК ПРОВЕРИТЬ Как вызвать трехфазный мотор-тестер. Все двигатели основаны на двух частях конструкции: роторе и статоре. Первый компонент всегда вращается под воздействием электрического поля, второй неподвижен и просто создает этот вихревой поток.

    Быть в курсе того, как проверка двигателя, Вам нужно будет хотя бы раз разобрать его своими руками. У разных производителей разные конструкции, но принцип диагностики электрическая часть оно остается постоянным. Между ротором и статором имеется зазор, в котором под уплотнением корпуса могут скапливаться мелкие стружки.

    Во время износа подшипники могут переоценивать текущие характеристики, вызывая нарушение защиты. Как проверить двигатель с помощью мультиметра. Понимая, как проверить двигатель, не следует забывать о механическом повреждении движущихся частей и бора, где есть контакты.

    Диагностические трудности

    Перед проверить Электродвигатель с мультиметром, должен проводить внешний осмотр корпуса, который охлаждает рабочее колесо, температуру следует проверять, касаясь руками железных поверхностей. Нагретый корпус указывает на чрезмерный ток из-за проблем с механической частью.

    Необходимо будет тщательно проанализировать состояние внутренних органов, проверить затяжку болтов или гаек. Неправильное подключение частей под напряжением может привести к выходу из строя обмоток в любое время. Поверхность двигателя не должна быть грязной и не содержать влаги внутри.

    Если мы посмотрим, как проверка двигателя Есть несколько аспектов, которые следует учитывать при использовании мультиметра:

    • В дополнение к мультиметру, зажимы полезны для измерения бесконтактного тока, проходящего через провод.
    • Мультиметр может измерять только немного большее сопротивление. Мегаомметр используется для проверки состояния изоляции (где сопротивление от кОм до МОм).
    • Чтобы принять решение о пригодности двигателя, необходимо отключить механические компоненты (коробка передач, насос и т. Д.) Или убедиться, что эти компоненты полностью исправны.

    Коммутационное оборудование

    Плата или реле используются для запуска обмотки. Во-первых, чтобы понять, как проверить обмотку двигателя, необходимо отключить питание. Через него элементы панели управления могут «звонить», что приведет к ошибке измерения. Когда провода сложены, вы можете измерить входное напряжение, чтобы убедиться, что проводка работает.

    Бытовые двигатели часто используют конструкцию катушки стартера, сопротивление которой превышает значение индуктивности. При измерении учитывайте тот факт, что коллекторные щетки могут присутствовать. Углеродные отложения часто возникают в месте контакта с ротором, и при его очистке необходимо восстановить надежность крепления щетки во время вращения.

    You may also like

    В стиральных машинах используются компактные двигатели с одной рабочей обмоткой. Весь смысл диагностики заключается в измерении ее устойчивости. Ток измеряется реже, но, используя различные характеристики на разных скоростях, можно сделать выводы о состоянии двигателя.

    Диагностические детали электрическая часть

    Как зазвонить мотор

    Три фазы асинхронный электродвигатель, проверить тестер. На практике этого достаточно проверить электропривод.

    Трехфазные контакты двигателя и непрерывность обмотки

    Рассмотрим расположение концов обмоток трехфазный мотор, определить, правильно ли они подключены.

    Давайте рассмотрим, как проверить работоспособность мотора. Трехфазный асинхронный двигатель Трехфазный электрический счетчик Как проверить. Трехфазный двигатель не подключен, как проверить изоляцию обмоток, как показано. Прежде всего, изучаются контактные соединения. Если видимых повреждений нет, откройте соединение с двигателем и отсоедините его. Желательно определить тип двигателя. Если это коллектор, то там, где щетки, есть планки или секции.

    Сопротивление между соседними рейками должно быть измерено. Оно должно быть одинаковым во всех случаях. В случае короткого замыкания или поломки тахометр двигателя необходимо заменить. Если вы «позвоните» катушке ротора, 12-вольтного мультиметра может быть недостаточно. Для точной оценки состояния обмотки требуется внешний источник питания. Это может быть блок ПК или аккумулятор.

    Для измерения малых значений сопротивления последовательно с измеренной обмоткой устанавливается резистор с известным номинальным значением. Здравствуйте уважаемые пользователи форума, подскажите пожалуйста, как правильно проверить трехфазный мотор на короткое замыкание и сопротивление изоляции обмоток и каковы их нормы. Достаточно выбрать сопротивление около 20 Ом. После подачи питания от внешнего источника измеряется падение напряжения на обмотке и резисторе. Полученное значение получается из формулы R1 = U1R2 / U2, где R2 — резистор, U2 — падение напряжения на нем.

    Диагностика асинхронных двигателей

    Промышленные стиральные машины могут использовать мощные трехфазные двигатели. Их ротор чаще всего выполнен в виде наборных пластин с магнитопроводом. Обмотки фаз часто фиксируются и располагаются в статоре.

    Использование мультиметра для проверки такого двигателя намного проще. Омметр должен показывать сопротивление каждой обмотки. Так должно быть. Обязательно проверяйте корпус на наличие повреждений, измеряя сопротивление на корпусе. Однако более надежно проверить изоляцию с мегометром.

    Спрашивать, как проверить обмотки двигателя тестер, Следует отметить, что «фазовый дисбаланс» в асинхронном двигателе не допускается. Разница сопротивления не должна превышать одного Ом. В противном случае ток увеличивается с меньшей индуктивностью, что приводит к возгоранию обмотки.

    Если двигатель постоянного тока

    Для таких двигателей сопротивление обмотки очень мало, и измерения производятся двумя приборами. Одновременно с амперметром и вольтметром снимаются показания. Выберите напряжение батареи как 4-6 В в качестве источника. Как проверить лямбда-зонд с помощью тестера или. Полученная величина определяется по формуле R = U / I.

    Проверьте все доступные опоры обмотки якоря, измерьте значения между пластинами коллектора. Все показатели мультиметра должны быть одинаковыми. Из этого сравнения можно сделать вывод, как проверить фитинги двигателя.

    Разница в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора допускается не более 10%. Как проверить 4-проводной тестер лямбда-зондов Если в конструкции предусмотрена эквалайзерная обмотка, двигатель будет работать нормально, если разница значений составляет 30%. Показания мультиметра не всегда дают точный прогноз состояния двигателя стиральной машины. Кроме того, часто требуется анализ двигателя на калибровочном стенде.

    Проверка двигателя с прямым приводом

    Если мы рассматриваем, как проверить двигатель омывателя, следует рассмотреть тип соединения барабана с валом. От этого зависит тип конструкции электрической части. Используя мультиметр, они звонят в обмотки и делают выводы об их целостности.

    Источник: vivauto.ru

    Как прозвонить электродвигатель мультиметром и выявить неисправность

    При поломке бытового электроприбора приходится проверять по отдельности все его компоненты.

    И если тестирование датчиков затруднений не вызывает — обычно достаточно проверить сопротивление, то с двигателем все не так просто.

    Этот узел устроен куда сложнее, и чтобы выявить его неисправность, требуется знать методику проверки. Далее расскажем о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром.

    Какие электромоторы можно проверить мультиметром

    Если в двигателе нет механических повреждений, что обычно определяется визуально, то его неисправность в большинстве случаев обусловлена следующим:

    • произошел обрыв внутренней цепи;
    • случилось замыкание, то есть появился контакт там, где его не должно быть.

    Оба дефекта выявляются мультиметром. Сложности возникают только при проверке двигателей постоянного тока: у большинства из них обмотка имеет почти нулевое сопротивление и его приходится замерять косвенным методом, для чего понадобится собрать несложную схему.

    1. Трехфазные асинхронные двигатели работают и при однофазном питании.
    2. Асинхронные одно- и двухфазные с короткозамкнутым ротором конденсаторные. К этому типу относится большинство двигателей бытовых приборов.
    3. Асинхронные с фазным ротором. Такой ротор имеет трехфазную обмотку. Двигатели с фазным ротором применяются там, где требуется регулировка частоты вращения и понижение пускового тока: в крановом оборудовании, станках и пр.
    4. Коллекторные. Применяются в ручном электроинструменте.
    5. Асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором.

    Популярность моторов последнего типа объясняется рядом достоинств:

    • простота конструкции;
    • прочность;
    • надежность;
    • низкая стоимость;
    • неприхотливость (не требует ухода).

    Ремонт асинхронных двигателей

    Из асинхронных моторов наиболее распространены двух- и трехфазные. Тестируются они по-разному. Рассмотрим каждую разновидность подробно.

    Трехфазный мотор

    Обмотка статора такого двигателя состоит из трех частей (фаз), разнесенных на 120 градусов и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник». Двигатель работает при выполнении таких условий:

    • намотка выполнена в правильном порядке;
    • между витками, а также между токоведущими частями и корпусом есть надежная изоляция;
    • во всех соединениях имеется хороший электрический контакт.

    Сначала проверяется сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом. Правильнее это делать мегомметром — тестером, способным генерировать напряжение до 2500 В и измерять сопротивления до 300 ГОм. Подойдет и более распространенный мультиметр: точно замерять сопротивление он не позволит, но пробой выявить способен. Переключатель диапазонов измерений устанавливают на максимальное значение — 2 или 20 МОм.

    Трехфазные асинхронные двигатели

    Замеры выполняют в таком порядке:

    • проверяют работоспособность прибора, приложив щупы один к другому: в норме на дисплее отображается мизерное значение или число с двумя нулями впереди;
    • касаются обоими щупами корпуса двигателя: при наличии контакта мультиметр также покажет мизерное сопротивление;
    • продолжая удерживать один щуп на корпусе, вторым по очереди касаются выводов каждой фазы: в норме мегомметр показывает 500 – 1000 МОм или более, мультиметр — единицу (символизирует бесконечность).
    1. Целостность обмотки: данную операцию удобно выполнять, переключив мультиметр в режим прозвонки. Если в цепи обрыва нет, прибор подаст звуковой сигнал, то есть пользователю не приходится вчитываться в показания на дисплее. Концы каждой обмотки находятся в коробке выводов. Отсутствие звукового сигнала или высокое значение сопротивления на дисплее говорит об обрыве цепи.
    2. Короткозамкнутые витки: их сопротивление (достаточно мультиметра) должно лежать в определенных пределах. Завышенное значение говорит об обрыве, низкое — о межвитковом замыкании.

    В завершение замеряют сопротивление обмоток. Допускается разница не более 1 Ом.

    При большем несоответствии, обмотка с меньшей индуктивностью подгорает из-за более высокой силы тока.

    Двухфазный электрический двигатель

    В статоре имеются две обмотки:

    Замеряют мультиметром сопротивление каждой и сравнивают: в норме сопротивление пусковой вдвое выше, чем у рабочей.

    Также двигатель проверяется на предмет замыкания между токоведущими частями и корпусом — по той же схеме, что и трехфазный.

    Проверка коллекторных электромоторов

    В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.

    Порядок проверки:

    1. Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
    2. Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
    3. Прозванивают обмотки статора на целостность.
    4. Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.

    Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:

    1. Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
    2. Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
    3. Снимают мультиметром падение напряжения на катушке. Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».

    Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.

    Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где

    • Rкат — сопротивление катушки, Ом;
    • Uкат — падение напряжения на катушке, В;
    • Rрез — сопротивление резистора, Ом;
    • 12 — напряжение источника питания, В.

    Проверка двигателей постоянного тока

    1. Проверка сопротивления обмоток: у таких моторов они имеют низкое сопротивление, потому его также определяют косвенно — по напряжению и силе тока. Потребуется два мультиметра: один используется как вольтметр, другой одновременно — как амперметр. На обмотку подается питание от батареи напряжением 4 – 6 В. Сопротивление рассчитывают по формуле: R = U / I.
    2. Замер сопротивления обмоток якоря и между пластинами коллектора. В норме мультиметр отображает равные значения.

    Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

    Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

    1. Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки. Во втором случае проверку выполнить проще, поскольку выводы легкодоступны. Определить, с какими разъемными ножками связана защитная схема, можно при помощи мультиметра или индикатора фазы (похож на отвертку с лампочкой). В норме сопротивление между выводами термопредохранителя весьма мало (короткое замыкание).
    2. Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей. Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»). Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.
    3. Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.

    Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

    Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

    Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

    Источник: proprovoda.ru

    Как прозвонить электродвигатель мультиметром и выявить неисправность

    При поломке бытового электроприбора приходится проверять по отдельности все его компоненты.

    И если тестирование датчиков затруднений не вызывает — обычно достаточно проверить сопротивление, то с двигателем все не так просто.

    Этот узел устроен куда сложнее, и чтобы выявить его неисправность, требуется знать методику проверки. Далее расскажем о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром.

    Какие электромоторы можно проверить мультиметром

    Если в двигателе нет механических повреждений, что обычно определяется визуально, то его неисправность в большинстве случаев обусловлена следующим:

    • произошел обрыв внутренней цепи;
    • случилось замыкание, то есть появился контакт там, где его не должно быть.

    Оба дефекта выявляются мультиметром. Сложности возникают только при проверке двигателей постоянного тока: у большинства из них обмотка имеет почти нулевое сопротивление и его приходится замерять косвенным методом, для чего понадобится собрать несложную схему.

    1. Трехфазные асинхронные двигатели работают и при однофазном питании.
    2. Асинхронные одно- и двухфазные с короткозамкнутым ротором конденсаторные. К этому типу относится большинство двигателей бытовых приборов.
    3. Асинхронные с фазным ротором. Такой ротор имеет трехфазную обмотку. Двигатели с фазным ротором применяются там, где требуется регулировка частоты вращения и понижение пускового тока: в крановом оборудовании, станках и пр.
    4. Коллекторные. Применяются в ручном электроинструменте.
    5. Асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором.

    Популярность моторов последнего типа объясняется рядом достоинств:

    • простота конструкции;
    • прочность;
    • надежность;
    • низкая стоимость;
    • неприхотливость (не требует ухода).

    Ремонт асинхронных двигателей

    Из асинхронных моторов наиболее распространены двух- и трехфазные. Тестируются они по-разному. Рассмотрим каждую разновидность подробно.

    Трехфазный мотор

    Обмотка статора такого двигателя состоит из трех частей (фаз), разнесенных на 120 градусов и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник». Двигатель работает при выполнении таких условий:

    • намотка выполнена в правильном порядке;
    • между витками, а также между токоведущими частями и корпусом есть надежная изоляция;
    • во всех соединениях имеется хороший электрический контакт.

    Сначала проверяется сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом. Правильнее это делать мегомметром — тестером, способным генерировать напряжение до 2500 В и измерять сопротивления до 300 ГОм. Подойдет и более распространенный мультиметр: точно замерять сопротивление он не позволит, но пробой выявить способен. Переключатель диапазонов измерений устанавливают на максимальное значение — 2 или 20 МОм.

    Трехфазные асинхронные двигатели

    Замеры выполняют в таком порядке:

    • проверяют работоспособность прибора, приложив щупы один к другому: в норме на дисплее отображается мизерное значение или число с двумя нулями впереди;
    • касаются обоими щупами корпуса двигателя: при наличии контакта мультиметр также покажет мизерное сопротивление;
    • продолжая удерживать один щуп на корпусе, вторым по очереди касаются выводов каждой фазы: в норме мегомметр показывает 500 – 1000 МОм или более, мультиметр — единицу (символизирует бесконечность).
    1. Целостность обмотки: данную операцию удобно выполнять, переключив мультиметр в режим прозвонки. Если в цепи обрыва нет, прибор подаст звуковой сигнал, то есть пользователю не приходится вчитываться в показания на дисплее. Концы каждой обмотки находятся в коробке выводов. Отсутствие звукового сигнала или высокое значение сопротивления на дисплее говорит об обрыве цепи.
    2. Короткозамкнутые витки: их сопротивление (достаточно мультиметра) должно лежать в определенных пределах. Завышенное значение говорит об обрыве, низкое — о межвитковом замыкании.

    В завершение замеряют сопротивление обмоток. Допускается разница не более 1 Ом.

    При большем несоответствии, обмотка с меньшей индуктивностью подгорает из-за более высокой силы тока.

    Двухфазный электрический двигатель

    В статоре имеются две обмотки:

    Замеряют мультиметром сопротивление каждой и сравнивают: в норме сопротивление пусковой вдвое выше, чем у рабочей.

    Также двигатель проверяется на предмет замыкания между токоведущими частями и корпусом — по той же схеме, что и трехфазный.

    Проверка коллекторных электромоторов

    В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.

    Порядок проверки:

    1. Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
    2. Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
    3. Прозванивают обмотки статора на целостность.
    4. Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.

    Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:

    1. Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
    2. Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
    3. Снимают мультиметром падение напряжения на катушке. Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».

    Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.

    Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где

    • Rкат — сопротивление катушки, Ом;
    • Uкат — падение напряжения на катушке, В;
    • Rрез — сопротивление резистора, Ом;
    • 12 — напряжение источника питания, В.

    Проверка двигателей постоянного тока

    1. Проверка сопротивления обмоток: у таких моторов они имеют низкое сопротивление, потому его также определяют косвенно — по напряжению и силе тока. Потребуется два мультиметра: один используется как вольтметр, другой одновременно — как амперметр. На обмотку подается питание от батареи напряжением 4 – 6 В. Сопротивление рассчитывают по формуле: R = U / I.
    2. Замер сопротивления обмоток якоря и между пластинами коллектора. В норме мультиметр отображает равные значения.

    Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

    Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

    1. Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки. Во втором случае проверку выполнить проще, поскольку выводы легкодоступны. Определить, с какими разъемными ножками связана защитная схема, можно при помощи мультиметра или индикатора фазы (похож на отвертку с лампочкой). В норме сопротивление между выводами термопредохранителя весьма мало (короткое замыкание).
    2. Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей. Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»). Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.
    3. Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.

    Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

    Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

    Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

    Источник: proprovoda.ru