Как найти начало и конец обмотки электродвигателя

Способы определения выводов обмоток трехфазных двигателей

В №3 за 98 г. читатель В.И. Бондаренко спрашивает, как определить “начало” и “конец” обмоток 3-х фазного электродвигателя? Там же дан ответ редакции, что с помощью батарейки и лампочки можно определить выводы, принадлежащие одноименной обмотке. Но он не полностью отвечает на поставленный вопрос. “Начало” и “конец” определяют одним из следующих методов.

Итак, после определения выводов простейшим пробником из батарейки и лампочки каждую пару выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам, каким-либо образом маркируют и приступают к определению “начало” и “конец”.

Метод трансформации

Метод трансформации заключается в том, что в одну из фазных обмоток (III обмотка на рис. 1,а,б) включают контрольную лампу или вольтметр на 60-90 В, а две других соединяют последовательно и включают в сеть 220 В. Контрольная лампа (КЛ) загорится в том случае, если конец одной из фазных обмоток окажется соединенным с началом другой (в точке О). Их общий магнитный поток в этом случае суммируется и наводит ЭДС в третьей фазной обмотке, что и вызовет свечение лампы или отклонение стрелки вольтметра (рис. 1,а).

Если же контрольная лампа не загорелась — в общей точке соединенных фазных обмоток оказались два “конца” или два “начала. В этом случае магнитные потоки гасят друг друга (рис. 1,б), поэтому в третьей обмотке ЭДС отсутствует — лампа не горит, стрелка вольтметра не отклоняется. Выводы одной из фазных обмоток меняют местами и включают схему снова.

Если лампа или вольтметр зафиксировали наличие напряжения в третьей обмотке, то вывод одной из соединенных в точке О обмоток помечают как “конец”, вывод другой — как “начало”.

Затем собирают схему, приведенную на рис. 1,в. Лампу (или вольтметр) включают на одну из двух обмоток с уже согласованными выводами и определяют начало и конец третьей обмотки, как было описано выше.

Метод подбора выводов

Методом подбора выводов удобно пользоваться при определении “начал” и “концов” у двигателей мощностью до 3. 5 кВт. Для его осуществления не нужны ни лампа, ни вольтметр, что наиболее приемлемо для В. И. Бондаренко, т. к. он проживает в деревне, где, наверное, сложно найти вольтметр.

Выводы по одному от каждой обмотки соединяют в общую точку, а другие выводы включают в трехфазную сеть, соответствующую номинальному напряжению электродвигателя по схеме “звезда” (рис. 2,а). Если в общей точке оказались все три “начала” или “конца” (для работы электродвигателя это неважно, т.к. “начало” и “конец” обозначения весьма условные), то электродвигатель будет работать нормально. Тогда выводы, подведенные к сети, помечают, например, как “концы”, а выводы, объединенные в общую точку, как “начало” (рис. 2,6).

Если в общей точке оказались, например, два “начала” и один “конец” (рис. 2,в), то электродвигатель натужно гудит, его ротор не сразу трогается с места и плохо вращается. В этом случае не следует надолго (более чем на 2. 3 с) оставлять двигатель включенным. Необходимо как можно быстрее его отключить и поменять выводы одной из обмоток. Если и на этот раз двигатель не работает, то выводы этой обмотки возвращают на прежнее место и меняют местами выводы следующей обмотки. Максимальное число проб при этом методе – всего три.

Метод “открытого треугольника”

Обмотки соединяют по схеме, показанной на рис. 3. Если в точках А и В сошлись “начало” и “конец”, вольтметр покажет одинаковое напряжение на каждой обмотке. Когда одна из обмоток “перевернута”, напряжение на ней будет несколько больше, чем на двух других.

В заключение хочу напомнить, что у трехфазных электродвигателей приняты следующие обозначения: условные “начала” обозначают С1, С2, С3, а соответствующие им “концы” — С4, С5, С6.

Выводы маломощных электродвигателей метят краской: первой обмотки — желтой, второй – зеленой, третьей – красной. Причем “концы” каждой обмотки дополнительно маркируют черной краской по основному цвету.

Источник: www.mastertip.ru

Как определить рабочую и пусковую обмотки у однофазного двигателя

Однофазные двигатели – это электрические машины небольшой мощности. В магнитопроводе однофазных двигателей находится двухфазная обмотка, состоящая из основной и пусковой обмотки.

Две обмотки нужны для того, что бы вызвать вращение ротора однофазного двигателя. Самые распространенные двигатели такого типа можно разделить на две группы: однофазные двигатели с пусковой обмоткой и двигатели с рабочим конденсатором.

У двигателей первого типа пусковая обмотка включается через конденсатор только на момент пуска и после того как двигатель развил нормальную скорость вращения, она отключается от сети. Двигатель продолжает работать с одной рабочей обмоткой. Величина конденсатора обычно указывается на табличке-шильдике двигателя и зависит от его конструктивного исполнения.

У однофазных асинхронных двигателей переменного тока с рабочим конденсатором вспомогательная обмотка включена постоянно через конденсатор. Величина рабочей емкости конденсатора определяется конструктивным исполнением двигателя.

Читайте также:  Как проверить контур заземления

То есть если вспомогательная обмотка однофазного двигателя пусковая, ее подключение будет происходить только на время пуска, а если вспомогательная обмотка конденсаторная, то ее подключение будет происходить через конденсатор, который остается включенным в процессе работы двигателя.

Знать устройство пусковой и рабочей обмоток однофазного двигателя надо обязательно. Пусковая и рабочие обмотки однофазных двигателей отличаются и по сечению провода и по количеству витков. Рабочая обмотка однофазного двигателя всегда имеет сечение провода большее, а следовательно ее сопротивление будет меньше.

Посмотрите на фото наглядно видно, что сечение проводов разное. Обмотка с меньшим сечением и есть пусковая. Замерять сопротивление обмоток можно и стрелочным и цифровым тестерами, а также омметром. Обмотка, у которой сопротивление меньше – есть рабочая.

Рис. 1. Рабочая и пусковая обмотки однофазного двигателя

А теперь несколько примеров, с которыми вы можете столкнуться:

Если у двигателя 4 вывода, то найдя концы обмоток и после замера, вы теперь легко разберетесь в этих четырех проводах, сопротивление меньше – рабочая, сопротивление больше – пусковая. Подключается все просто, на толстые провода подается 220в. И один кончик пусковой обмотки, на один из рабочих. На какой из них разницы нет, направление вращения от этого не зависит. Так же и от того как вы вставите вилку в розетку. Вращение, будет изменятся, от подключения пусковой обмотки, а именно – меняя концы пусковой обмотки.

Следующий пример. Это когда двигатель имеет 3 вывода. Здесь замеры будут выглядеть следующим образом, например – 10 ом, 25 ом, 15 ом. После нескольких измерений найдите кончик, от которого показания, с двумя другими, будут 15 ом и 10 ом. Это и будет, один из сетевых проводов. Кончик, который показывает 10 ом, это тоже сетевой и третий 15 ом будет пусковым, который подключается ко второму сетевому через конденсатор. В этом примере направление вращения, вы уже не измените, какое есть такое и будет. Здесь, чтобы поменять вращение, надо будет добираться до схемы обмотки.

Еще один пример, когда замеры могут показывать 10 ом, 10 ом, 20 ом. Это тоже одна из разновидностей обмоток. Такие, шли на некоторых моделях стиральных машин, да и не только. В этих двигателях, рабочая и пусковая – одинаковые обмотки (по конструкции трехфазных обмоток). Здесь разницы нет, какой у вас будет рабочая, а какая пусковая обмотка. Подключение пусковой обмотки однофазного двигателя, также осуществляется через конденсатор.

Источник: electrik.info

Подключение трёхфазного двигателя.

Запись дневника создана пользователем Serj, 06.02.14
Просмотров: 7.345

Подключение
Всякий асинхронный трехфазный двигатель рассчитан на два номинальных напряжения трехфазной сети 380 /220 – 220/127 и т. д. Наиболее часто встречаются двигатели 380/220В. Переключение двигателя с одного напряжения на другое производится подключением обмоток «на звезду» – для 380 В или на «треугольник» – на 220 В. Если у двигателя имеется колодка подключения, имеющая 6 выводов с установленными перемычками, следует обратить внимание в каком порядке установлены перемычки. Если у двигателя отсутствует колодка и имеются 6 выводов – обычно они собраны в пучки по 3 вывода. В одном пучке собраны начала обмоток, в другом концы (начала обмоток на схеме обозначены точкой).

В данном случае «начало» и «конец» – понятия условные, важно лишь чтобы направления намоток совпадали, т. е. на примере «звезды» нулевой точкой могут быть как начала, так и концы обмоток, а в «треугольнике» – обмотки должны быть соединены последовательно, т. е. конец одной с началом следующей. Для правильного подключения на «треугольник» нужно определить выводы каждой обмотки, разложить их попарно и подключить по след. схеме:

Если развернуть эту схему, то будет видно, что катушки подключены «треугольником».

Если у двигателя имеется только 3 вывода, следует разобрать двигатель: снять крышку со стороны колодки и в обмотках найти соединение трёх обмоточных проводов (все остальные провода соединены по 2). Соединение трёх проводов является нулевой точкой звезды. Эти 3 провода следует разорвать, припаять к ним выводные провода и объединить их в один пучок. Таким образом мы имеем уже 6 проводов, которые нужно соединить по схеме треугольника.

Способ определения начал и концов обмоток трёхфазного асинхронного двигателя

Сначала необходимо определить обмотки. Для этого омметром прозваниваются обмотки и собираются в условные пучки по 3 штуки.

К выводам одной из обмоток (например A1-A2) подключается батарейка, а к выводам другой обмотки (B1, B2) – стрелочный вольтметр (цифровой мультиметр не подойдёт – слишком инертен). (см. ниже схему [1])
В момент разрыва контакта обмотки А с батарейкой стрелка вольтметра качнётся в какую-л. сторону.
Батарейку оставляем на той же обмотке (сохраняя полярность), а вольтметр подключаем к следующей обмотке – С. Изменяя полярность обмотки С (меняя местами выводы обмотки) добиваемся отклонения вольтметра в ту же сторону, что и в предыдущем случае.
Таким образом (см. схему 1), при разрыве контакта обмотки А с батарейкой, вольтметр будучи подключённым к обмотке В и подключённым к обмотке С должен качнуть стрелку в одну сторону. Если стрелка отклоняется в разные стороны – поменяйте местами (разложеные в разные пучки) выводы B1 и B2 или C1 и C2.

Читайте также:  Как установить проходной выключатель

Подключите батарейку к выводам обмотки С (см. схему [2]) и таким же образом добейтесь чтобы при разрыве контакта с батарейкой, стрелка вольтметра, подключенного к обмотке А дёргалась в ту же сторону, что и в случае, если вольтметр подключен к обмотке В. Если стрелка качается в разные стороны на обмотке А и обмотке В, – поменяйте местами выводы обмотки А. (сохраняйте полярность вольтметра и батарейки)

Проверьте всё ещё раз с самого начала.
Таким образом должно получиться следующее.
при разрыве контакта батарейки с любой из обмоток на двух других обмотках должен возникать кратковременный электрический потенциал одинаковой полярности (т. е. стрелка вольтметра должна качнуться в одну сторону).

Теперь выводы, находящиеся в одном пучке нужно пометить как “начала”, а выводы, находящиеся в другом пучке – как “концы”

Источник: www.forumhouse.ru

Как определить начало и конец фаз обмотки?

Первый способ

Нам понадобится обычная плоская батарейка на 4,5 В и комбинированный измерительный прибор (тестер) или миллиамперметр постоянного тока. Обмотки мы предварительно вызвонили омметром. У нас имеется несколько пар проводов, но нам надо определить, где у этих пар начало обмотки, а где конец.

Принципиальная схема соединения «треугольник».

Берем любую пару проводов, принадлежащих одной из обмоток. Условно помечаем один из выводов обмотки как начало (Н), а второй как конец (К). Подключаем тестер на пределе единицы или десятки миллиампер постоянного тока к любой другой паре проводов, принадлежащей другой обмотке.

Минус батарейки присоединяем к нашему условному концу (К) первой обмотки. Касаясь несколько раз начала первой обмотки плюсом батарейки, наблюдаем за показаниями тестера. Нас интересует отклоненение стрелки прибора в момент замыкания цепи «батарейка – обмотка».

Если стрелка прибора отклоняется в минус, то переключаем полярность присоединения прибора ко второй обмотке и снова несколько раз замыкаем батарейку на первую обмотку.

Теперь отклонения прибора в момент замыкания должны быть в положительную сторону. Тот вывод обмотки, который соединен с плюсом тестера, будет началом второй обмотки, а с минусом – концом. Таким же образом определяем начала всех других обмоток.

Второй способ

Схема определения начал и концов фаз обмотки.

Две любые “найденные” фазные обмотки соединяем последовательно и к получившимся свободным концам подключаем 220 В, а к оставшейся третьей обмотке подключаем контрольную лампу и кратковременно подаем 220 В. Запоминаем, как у нас горит при этом лампа.

Теперь у обмоток, которые у нас соединены последовательно, меняем подключение, то есть концы второй меняем местами и опять подаем питание. Лампочка должна засветиться по-другому, или ярче, или слабее. Если загорелась ярче, то обмотки у нас подключились последовательно, в порядке начало – конец – начало – конец. Так их и подписываем. Мы уже знаем четко две обмотки.

Теперь к неизвестной подключаем любую из известных и опять уже к этой паре подводим 220 В, а к свободной – лампу. Опять включаем питание. Теперь сразу будет видно по яркости накала, как включены обмотки. Наносим соответствующие надписи.

В приведенном примере можно вместо контрольной лампочки применить вольтметр и ориентироваться по отклонению стрелки прибора. Теперь, в зависимости от схемы подключения, нужно подключить обмотки. Для соединения звездой любые три (хоть начало, хоть концы) соединяем вместе, а к оставшимся трем будет подаваться питание 380 В. Для переключения в треугольник надо будет сделать еще другие манипуляции.

Источник: fazaa.ru

Схемы включения трехфазных электродвигателей. Определение начала и конца обмоток

Здравствуйте уважаемые читатели и гости блога! В этом посте я хочу поговорить о схемах включения трехфазного электродвигателя в сеть и методе определения «начал» и «концов» статорной обмотки.

Вообще все выводы электродвигателей должны маркироваться(иметь бирки). Но не всегда в реале так бывает. Часто на практике бирок нет, а выводы беспорядочно торчат из коробки электродвигателя.

Как правило условные «начала» обмоток асинхронных электродвигателей помечают как С1, С2, С3, а соответствующие им «концы» как С4, С5, С6. Если двигатель является многоскоростным, то первая обмотка помечается 1С1….1С6, вторая как 2С1….2С6 и т.д.

Выводы обмоток маломощных машин маркируют краской разного цвета. Фазу «А» желтым цветом, фазу «В»- зеленым и «С»- красным. Концы обмоток имеют соответствующий цвет и покрашены сверху черным цветом.

Обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей собирают по двум схемам: «звезда» и «треугольник».

Давайте разберемся, в каком случае обмотки нужно соединять по схеме «звезда» или «треугольник». Для этого нам нужен паспорт электродвигателя. Поищите алюминиевую табличку на корпусе электродвигателя. Это и есть его паспорт. На ней обычно указывают 127/220 или 220/380 Вольт. Если напряжение сети, в которую вы собираетесь включить электродвигатель, совпадает с большим из напряжений, приведенных на табличке, то обмотки нужно соединить по схеме «звезда». См. рисунок ниже

Читайте также:  Как проверить кабель на целостность

Для этого все три конца или начала соединяют вместе, а оставшиеся выводы подключают к фазам сети.

Если же напряжение сети совпадает с одним из меньших, приведенных на табличке, то применяют схему соединения «треугольник». В этом случае выводы обмоток соединяются таким образом: конец первой обмотки соединяют с началом второй, конец второй с началом третьей, коней третьей с началом первой. Общие точки соединения подключают к сети к фазам.

Очень часто у многих трехфазных асинхронных электромоторов начала и концы обмоток выводятся на клеммную доску следующим образом, как показано на рисунке ниже

Здесь для соединения обмоток по схеме «звезда» необходимо замкнуть между собой три нижних зажима(можно и верхних) и подать к оставшимся зажимам фазы сети. Для соединения по схеме «треугольник» нужно по вертикали соединить пару зажимов и уже к ним подключить фазы сети. На рисунке ниже это показано.

Если вы хотите поменять направление вращения вала электродвигателя на противоположное, то поменяйте местами две любые фазы сети.

Теперь представим себе следующую ситуацию. Вы хотите подключить электромотор, открываете клеммную крышку и видите 6 выводов без каких либо обозначений и цвета. Что делать? Быстро закрыть крышку и бежать от такого электрооборудования подальше! )) П осадка кедровой сосны поможет сконцентрироваться. Ну а если серьезно, то есть три способа определения начал и концов обмоток.

Для начала необходимо определить пары выводов обмоток, принадлежащие разным фазам. Для этого можно воспользоваться контрольной лампой на 220 вольт, но безопаснее для этих целей использовать тестер в режиме измерения омического сопротивления (мультиметр). Более подробно я описывать этот процесс не буду, так как надеюсь, что азы вы какие-нибудь уже имеете за плечами.

И так теперь нам предстоит с вами определить согласованные выводы, начала и концы обмоток.

1 Метод трансформации. В чем суть метода? Смотрите рисунок ниже

Для этого к одной из обмоток подключают вольтметр переменного тока или контрольную лампу, а две других соединяют последовательно друг с другом и включают в сеть 220 вольт. В случае, если конец одной обмотки соединен с началом другой, то общий магнитный поток будет направлен под углом 90 градусов к плоскости обмотки третьей фазы. При этом в ней будет наведена какая то величина эдс, которая вызовет свечение спирали лампы и показание вольтметра. Когда же в общей точке соединенных последовательно двух фаз окажутся два начала или конца, то эдс наводиться не будет. Теперь вам нужно поменять местами выводы какой либо фазы и снова включить схему в сеть. При появлении напряжения в третьей обмотке, пометьте бирками концы и начала двух последовательно соединенных обмоток. Далее соберите следующую схему на рисунке ниже

Включите вольтметр в цепь обмотки I и определите выводы начала и конца обмотки III по отношению к обмотке II.

Если у вас нет возможности использовать в качестве источника тока сеть 220 вольт, то можно вместо нее использовать аккумулятор или батарейки. Тогда вместо контрольной лампы нужно применить чувствительный вольтметр(стрелочный). При этом сам способ определения остается неизменным, только подключение обмоток должно проводиться кратковременно. Но тут возникает опасность возникновения эдс самоиндукции величиной 200-300 вольт. Не забывайте об этом!

2 Метод подбора. Данный метод удобно использовать на практике, если мощность электродвигателя не превышает 5 кВт. Соедините по одному из выводов от каждой обмотки в общую точку, а на три оставшихся подайте три фазы сети. Если вы угадали и соединили в общую точку три конца или начала, то электромотор будет нормально работать . Если же в общей точке оказалось два конца и одно начало, то электромотор будет сильно гудеть, плохо вращаться. В этом случае быстро отключите его от сети. Далее поменяйте местами выводы любой фазы и снова произведите включение в сеть. Если мотор снова гудит и плохо вращается, то возвратите выводы на прежнее место и поменяйте местами две другие фазы и т.д. В любом случае количество проб по данному методу- три.

3 Метод. Для определения начала и конца обмоток по третьему методу необходимо собрать схему открытого треугольника. Смотри рисунок ниже

Если в точках А и В соединены начала и концы обмоток, то вольтметр будет показывать примерно одинаковое напряжение на каждой обмотке. Если же одна из обмоток окажется «перевернутой»,напряжение на ней будет больше, чем на двух других. Всем пока и удачи в нелегком деле электрика!

Источник: andrejgrechuha.ru