Работа трехфазного электродвигателя в режиме однофазного
Трехфазные асинхронные электродвигатели могут быть использованы в качестве однофазных конденсаторных (рис. 1а), а также в качестве однофазных с активным пусковым сопротивлением (рис. 1б) и пусковой емкостью (рис. 1в). Как видно из приведенных схем, рабочая фаза получается последовательным соединением двух фаз, а третья фаза является вспомогательной. В схемах, показанных на рисунках 1б и 1в, вспомогательная обмотка отключается обычно еще при разгоне, когда частота вращения двигателя приближается к номинальной.
Рис. 1. Схема однофазного включения трехфазного электродвигателя: а — с рабочей и пусковой емкостями; б — с пусковым сопротивлением; в — с пусковой емкостью
Видоизмененные схемы (рис. 1б и рис. 1в) показаны на рис. 2. Схема рисунка 1б при том же значении пускового сопротивления, что и в схеме рисунка 2а, позволяет получить значительно больший (почти вдвое) пусковой момент. Однако при этой схеме возможен значительный провал в кривой вращающего момента: в схеме рисунка 2а этого провала практически нет. Значения пусковых активных сопротивлений для схемы 1:
Uл— линейное напряжение сети, В;
Iн— номинальный линейный ток электродвигателя в трехфазном режиме, А; ki— кратность начального пускового тока электродвигателя в трехфазном режиме;
zк— полное сопротивление фазы в режиме короткого замыкания электродвигателя
Используя трехфазный электродвигатель в качестве однофазного и работая при отключенной вспомогательной фазе (рис. 1б, 1в и 2а), следует подводить номинальное линейное напряжение к двум рабочим фазам. Тогда трехфазные электродвигатели в однофазном режиме при той же температуре рабочих фаз, что и в трехфазном режиме, развивают полезную мощность на валу (в долях от номинальной в трехфазном режиме) P1 » (0,5—0,55)P3.
Рис. 2. Видоизмененная схема однофазного включения трехфазного электродвигателя
Схема на рисунке 2б по сравнению со схемой рисунка 1в обеспечивает более равномерное распределение токов по фазам при пуске, примерно вдвое меньшее напряжение на конденсаторе, более благоприятную механическую характеристику в отношении провалов моментов, но величина пускового момента заметно меньше.
Для трехфазных электродвигателей, работающих от однофазной сети (мощностью до 14 кВт), предложено много различных схем. Две из них приведены на рис. 1а и 2б. Некоторые расчетные соотношения для этих схем даны ниже:
Рабочая емкость Ср, мкФ
Расчетное напряжение на конденсаторе Uр,В
Номинальным током Iн и напряжением Uн здесь условно называют фазные значения этих величин, указанные в паспорте электродвигателя. В качестве рабочей емкости используют конденсаторы типов КБГ-МН, БГТ и МБГЧ. Значения пусковой емкости для схемы 49а выбирают в 2—3 раза больше рабочей.
Начальный момент при пуске в долях начального пускового момента электродвигателя в трехфазном режиме:
zк — полное сопротивление фазы;
cosφп — коэффициент мощности короткого замыкания электродвигателя (при пуске), может быть определен из опыта или по следующим формулам:
mп — кратность начального пускового момента;
а — отношение постоянных потерь к переменным.
Коэффициент мощности определяется по обеим формулам, а за расчетную величину принимают среднеарифметическое значение.
Одна из схем, при которой можно получить не только высокое использование трехфазного электродвигателя в режиме однофазного, но и благоприятные пусковые характеристики, показана на рис. 3.
Значения СА и САС, при которых искажения фазных величин напряжений и токов будут наименьшими (оптимальный режим):
I и U — паспортные значения тока и напряжения при соединении обмоток электродвигателя звездой;
j1— определяется по значению номинального cosφ.
Степень использования электродвигателя в однофазной сети (в оптимальном режиме) определяется отношением допустимой величины тока прямой последовательности I1к номинальному току трехфазного режима
Рис. 3. Схема несимметричного включения трехфазного электродвигателя
βi=sin(φ1-30) — модуль комплексного коэффициента асимметрии токов.
Полезная мощность электродвигателя в однофазной сети при токе, равном I1, немного меньше той, которую развивает электродвигатель в трехфазной сети.
Чтобы получить максимальный пусковой момент, рабочие емкости следует шунтировать активными сопротивлениями (на рис. 3 не показаны). Величина активных сопротивлений
Максимальный пусковой момент (начальное значение) в долях такового в трехфазном режиме
где cosφп — коэффициент мощности электродвигателя в режиме короткого замыкания (в начальный момент пуска).
Для всех схем однофазных конденсаторных электродвигателей общий характер изменения вращающего момента в зависимости от частоты вращения ротора при постоянном значении емкости неблагоприятен. Рабочий режим, при котором искажения фазных величин и токов будут наименьшими (оптимальный), может быть только при одной какой-либо частоте вращения; при других коэффициент асимметрии увеличивается, и это неблагоприятно влияет на величину вращающего момента, определяемую разностью моментов от прямого и обратного полей. Наблюдают ярко выраженный максимум к.п.д., значение которого резко падает при увеличении нагрузки. При уменьшении нагрузки емкость фазосмещающих элементов, как правило, больше требуемой, что приводит к повышению напряжения и силы тока отдельных фаз. Обмотки статора нагреваются неравномерно, возникает необходимость ограничивать продолжительность работы электродвигателей на холостом ходу и при малых нагрузках.
Источник: eti.su
Как подключить 3 фазный электродвигатель к сети 220 вольт через конденсатор
Многие любители и профессионалы применяют в работе электрооборудование различного предназначения. И во многих случаях электрооборудование приводится в движение трехфазными двигателями. Но трехфазная сеть зачастую недоступна в гаражных боксах и индивидуальных домовладениях. И тогда на помощь приходят схемы подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть.
>
Для чего нужен конденсатор
Наиболее распространены и применяются в станках трехфазные асинхронные двигатели переменного тока с короткозамкнутым ротором. Их подключение к однофазной сети мы и будем рассматривать. При включении двигателя в трехфазную сеть по трем обмоткам, в разный момент времени протекает переменный ток. Этот ток создает вращающееся магнитное поле, которое начинает вращать ротор двигателя.
При подключении двигателя к однофазной сети, ток по обмоткам течет, но вращающегося магнитного поля нет, ротор не крутится. Выход из этой ситуации был найден. Самым простым и действенным способом оказалось параллельное подключение конденсатора к одной из обмоток двигателя. Конденсатор, импульсно получая и отдавая энергию создает смещение фазы, в обмотках двигателя получается вращающееся магнитное поле и он работает. Емкость постоянно находится под напряжением и называется рабочим конденсатором.
ВАЖНО! Правильно рассчитать и подобрать емкость рабочего конденсатора и его тип.
Как правильно подобрать конденсаторы
Теоретически предполагается осуществлять расчет необходимой емкости путем деления силы тока на напряжение и полученную величину умножить на коэффициент. Для разного типа соединений обмоток коэффициент составляет:
- звездой – 2800;
- треугольником — 4800.
Недостатком этого метода является то, что не всегда на электродвигателе сохранилась табличка с данными. Невозможно точно знать коэффициент мощности и мощность двигателя, а следовательно и силу тока. К тому же на силу тока могут действовать такие факторы как отклонения напряжения в сети и величина нагрузки на двигатель.
Мощность электродвигателя, кВт | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,1 | 1,5 | 2,2 |
Ёмкость конденсатора C2 в номинальном режиме, мкФ | 40 | 60 | 80 | 100 | 150 | 230 |
Ёмкость конденсатора C2 в недогруженном режиме, мкФ | 25 | 40 | 60 | 80 | 130 | 200 |
Ёмкость пускового конденсатора C1 в номинальном режиме, мкФ | 80 | 120 | 160 | 200 | 250 | 300 |
Ёмкость конденсатора C1 в недогруженном режиме, мкФ | 20 | 35 | 45 | 60 | 80 | 100 |
Поэтому следует применять упрощенный расчет емкости рабочих конденсаторов. Просто учесть, что на каждые 100 ватт мощности необходимо 7 микрофарад емкости. Удобнее использовать несколько параллельно соединенных конденсаторов малой, желательно одинаковой емкости, чем один большой. Просто суммируя емкость собранных конденсаторов, можно легко определить и подобрать оптимальное значение. Для начала лучше процентов на десять занизить суммарную емкость.
Если двигатель легко запускается и мощности его достаточно для работы, то все подобрано правильно. Если нет – нужно еще подсоединять конденсаторы, пока двигатель не достигнет оптимальной мощности.
СПРАВКА. При подключении трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в однофазную сеть теряется не менее трети его мощности.
Следует помнить, что много не всегда хорошо, и при превышении оптимальной емкости рабочих конденсаторов двигатель будет перегреваться. Перегрев может привести к сгоранию обмоток и выходу электродвигателя из строя.
ВАЖНО! Конденсаторы следует соединять между собой параллельно.
Желательно выбирать конденсаторы с рабочим напряжением не менее 450 вольт. Самыми распространенными являются так называемые бумажные конденсаторы, с буквой Б в наименовании. В настоящее время выпускаются и специализированные, так называемые моторные конденсаторы, например К78-98.
ВНИМАНИЕ! Желательно выбирать конденсаторы для переменного тока. Использование иных тоже возможно, но связано с усложнением схемы и возможными нежелательными последствиями.
В случае, если запуск двигателя осуществляется под нагрузкой и происходит тяжело, необходим еще и пусковой конденсатор. Он включается параллельно рабочему на непродолжительное время пуска электродвигателя. Его емкость должна быть равной или не более чем в два раза превышать емкость рабочего.
Схема подключения электродвигателя 380 на 220 вольт с конденсатором
Подключить трехфазный двигатель в однофазную сеть несложно и с этим справится даже электромонтер-любитель. Если возникают затруднения, следует обратиться к друзьям или знакомым. Рядом всегда найдется грамотный электрик.
Обмотки трехфазных двигателей с рабочим напряжением 380 на 220 для работы в сети на триста восемьдесят вольт соединены по схеме звезда. Это значит, что концы обмоток соединены между собой, а начала подсоединяются в сеть. Для возможности работы электродвигателя в однофазной сети 220 вольт необходимо для начала его обмотки переключить на схему треугольник. Т.е. конец первой соединить с началом второй, конец второй с началом третьей и конец третьей с началом первой.
Эти соединения и будут выводами двигателя для подключения к электропитанию. Два вывода необходимо через двухполюсной выключатель подсоединить к нулю и фазе сети в 220 вольт. Третий вывод через рабочие конденсаторы, соединить с каким либо из первых двух выводов из двигателя. Можно пробовать запускать.
Если запуск прошел успешно, двигатель работает с приемлемой мощностью и не сильно греется, то можно ничего не менять. Получилась работоспособная схема только с рабочими конденсаторами.
В случае запуска под нагрузкой или просто тяжелого пуска двигателя, он может раскручиваться долго и не достигать приемлемой мощности. Тогда потребуется включить в схему еще и пусковую емкость. Пусковые конденсаторы выбираются того же типа, что и рабочие. Одинаковой или в два раза превышающей ёмкость рабочих. И подключаются параллельно им. Используются только для пуска электродвигателя.
Очень удобно для такого пуска использовать своеобразный выключатель серии АП. Важно чтобы он был в исполнении с блок контактами. В нем при нажатии кнопки Пуск пара контактов остается замкнутыми до нажатия на кнопку Стоп. К ним подключают выводы двигателя и электросеть. Третий контакт замкнут только во время удержания кнопки Пуск, через него и подсоединяется пусковой конденсатор. Выключатели такого типа, только без предохранительной аппаратуры часто устанавливали на старые советские центрифуговые стиральные машинки.
>
Схема подключения электродвигателя без конденсаторов
Реально работающих схем подключения трехфазного двигателя в бытовую сеть 220 вольт без конденсаторов нет. Некоторые изобретатели предлагают подключать двигатели через индукционные катушки или сопротивления. Якобы, таким образом, создается сдвиг фаз на необходимый угол и двигатель вращается. Другие предлагают тиристорные схемы подключения. На практике это не работает, и не стоит изобретать велосипед. Когда есть дешевый и проверенный способ пуска посредством конденсаторов.
Действительно рабочим вариантом является подключение трехфазного асинхронного двигателя через преобразователь частоты. Преобразователь подключается в бытовую сеть и выдает трехфазный ток, причем с возможностью плавного пуска и регулировки оборотов. Но стоит такое чудо примерно от 7000 рублей с подключаемой мощностью всего в 250 ватт. Мощные приборы стоят гораздо дороже. За такие деньги можно приобрести электрооборудование с возможностью подключения к однофазной цепи. Будь то мини токарный станок, циркулярка, насос или компрессор.
Источник: odinelectric.ru
Работа трехфазного асинхронного двигателя от однофазной сети
Трехфазные асинхронные двигатели могут быть использованы для работы от однофазной сети.
На рис. 3.18 и 3.19 представлены наиболее распространенные схемы включения трехфазных двигателей. В схемах, приведенные на рис. 3.18, две фазы обмотки статора соединены последовательно, их используют в качестве главной обмотки А, а третьи фазу — в качестве вспомогательной пусковой обмотки В.
Трехфазный асинхронный двигатель может использоваться как однофазный с пусковым сопротивлением или пусковой емкостью. В этих случаях при частоте вращения ротора, близкой к синхронной, обмотку В отключают от сети.
Схемы, представленные на рис. 3.18, в однофазном режиме дают примерно 50% мощности от мощности в трехфазном режиме. Наибольший пусковой момент обеспечивают схемы с конденсаторами (рис. 3.18, б, в).
Рис. 3.18 Схемы включения трехфазных асинхронных двигателей для работы от однофазной сети
Трехфазный асинхронный двигатель может быть использован и в качестве однофазного двигателя с постоянно включенной емкостью Сраб (рис. 3.19). При правильно выбранном значении Сраб асинхронный двигатель, работающий от однофазной сети, по своим рабочим характеристикам лишь незначительно уступает трехфазным асинхронным двигателям. На рис. 3.20 представлены механические характеристики трехфазного асинхронного двигателя при работе от сети трехфазного тока (кривая) и от сети однофазного тока: без фазосмещающих элементов (кривая 2), с пусковой емкостью (кривая 3 при пуске и кривая 2 при работе) и с постоянно включенной рабочей ей костью (кривая 4).
Рис. 3.19 Схемы включения трехфазных асинхронных двигателей для работы от однофазной сети с постоянно включенной емкостью
Рис. 3.20 Механические характеристики трехфазного асинхронного двигателя в различных режимах
В автоматических устройствах применяют универсальные асинхронные двигатели, которые могут работать как от трехфазной, так и от однофазной сетей. Эти двигатели обычно выполняют как трехфазные, но рассчитывают их так, чтобы при определенной схеме включения обмоток с использованием конденсатора можно было обеспечить достаточно хорошие характеристики и при работе от однофазной сeти.
Обычно при однофазном питании двигатели имеют несколько худшие рабочие и пусковые характеристики. Конструкция универсального асинхронного двигателя и схемы включения в однофазную сеть показаны на рис. 3.21, а и б.
Рис. 3.21. Универсальный асинхронный двигатель серии УАД
Источник: studopedia.ru
Трёхфазный двигатель – в однофазную сеть
Пожалуй, наиболее распространённый и простой способ подключения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть при отсутствии питающего напряжения
380 в – это способ с применением фазосдвигающего конденсатора, через который запитывается третья обмотка электродвигателя. Перед тем, как подключать трехфазный электродвигатель в однофазную сеть убедитесь, что его обмотки соединены “треугольником” (см. рис. ниже, вариант 2), т. к. именно это соединение даст минимальные потери мощности 3х-фазного двигателя при включении его в сеть
Мощность, развиваемая трехфазным электродвигателем, включенным в однофазную сеть с такой схемой соединения обмоток может составлять до 75% его номинальной мощности. При этом частота вращения двигателя практически не отличается от его частоты при работе в трёхфазном режиме.
На рисунке показаны клеммные колодки электродвигателей и соответствующие им схемы соединения обмоток. Однако, исполнение клеммной коробки электродвигателя может отличаться от показанного ниже – вместо клеммных колодок, в коробке может располагаться два разделённых пучка проводов (по три в каждом).
Эти пучки проводов представляют собой “начала” и “концы” обмоток двигателя. Их необходимо «прозвонить», чтобы разделить обмотки друг от друга и соединить по нужной нам схеме “треугольник” – последовательно, когда конец одной обмотки соединяется с началом другой т. д (С1-С6, С2-С4, С3-С5).
При включении трёхфазного электродвигателя в однофазную сеть, в схему “треугольник” добавляются пусковой конденсатор Сп, который используется кратковременно (только для запуска) и рабочий конденсатор Ср.
В качестве кнопки SB для запуска эл. двигателя небольшой мощности (до 1,5 кВт) можно использовать обычную кнопку “ПУСК”, применяемую в цепях управления магнитных пускателей.
Для двигателей большей мощности стоит заменить её на коммутационный аппарат помощнее – напр, автомат. Единственным неудобством в этом случае будет необходимость ручного отключения конденсатора Сп автоматом после того как электродвигатель наберёт обороты.
Таким образом, в схеме реализована возможность двухступенчатого управления электродвигателем, уменьшая общую ёмкость конденсаторов при “разгоне” двигателя.
>
Если мощность двигателя невелика (до 1 кВт), то запустить его можно будет и без пускового конденсатора, оставив в схеме лишь рабочий конденсатор Ср.
Рассчитать ёмкость рабочего конденсатора можно формулой:
- С раб = 4800 • I / U, мкФ – для двигателей, включенных в однофазную сеть с соединением обмоток “треугольник”.
- С раб = 2800 • I / U, мкФ – для двигателей, включенных в однофазную сеть с соединением обмоток “звезда”.
Это наиболее точный способ, требующий, однако, измерения тока в цепи электродвигателя. Зная номинальную мощность двигателя, для определения ёмкости рабочего конденсатора лучше воспользоваться следующей формулой:
С раб = 66·Р ном, мкФ, где Р ном – номинальная мощность двигателя.
Упростив формулу, можно сказать, что для работы трёхфазного электродвигателя в однофазной сети, ёмкость конденсатора на каждые 0,1 кВт его мощности должна составлять около 7 мкФ.
Так, для двигателя мощностью 1,1 кВт ёмкость конденсатора должна составлять 77 мкФ. Такую ёмкость можно набрать несколькими конденсаторами, соединёнными друг с другом параллельно (общая ёмкость в этом случае будет равна суммарной), используя следующие типы: МБГЧ, БГТ, КГБ с рабочим напряжением, превышающим напряжение в сети в 1,5 раза.
Рассчитав ёмкость рабочего конденсатора можно определить ёмкость пускового – она должна превышать ёмкость рабочего в 2-3 раза. Применять конденсаторы для запуска следует тех-же типов, что и рабочие, в крайнем случае и при условии очень кратковременного запуска можно применить электролитические – типов К50-3, КЭ-2, ЭГЦ-М, рассчитанных на напряжение не менее 450 в.
Как подключить трёхфазный двигатель к однофазной сети.
подключение двигателя 380 на 220 вольт
правильный подбор конденсаторов для электродвигателя
Источник: remont220.ru
Трёхфазный двигатель – в однофазную сеть
Пожалуй, наиболее распространённый и простой способ подключения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть при отсутствии питающего напряжения
380 в – это способ с применением фазосдвигающего конденсатора, через который запитывается третья обмотка электродвигателя. Перед тем, как подключать трехфазный электродвигатель в однофазную сеть убедитесь, что его обмотки соединены “треугольником” (см. рис. ниже, вариант 2), т. к. именно это соединение даст минимальные потери мощности 3х-фазного двигателя при включении его в сеть
Мощность, развиваемая трехфазным электродвигателем, включенным в однофазную сеть с такой схемой соединения обмоток может составлять до 75% его номинальной мощности. При этом частота вращения двигателя практически не отличается от его частоты при работе в трёхфазном режиме.
На рисунке показаны клеммные колодки электродвигателей и соответствующие им схемы соединения обмоток. Однако, исполнение клеммной коробки электродвигателя может отличаться от показанного ниже – вместо клеммных колодок, в коробке может располагаться два разделённых пучка проводов (по три в каждом).
Эти пучки проводов представляют собой “начала” и “концы” обмоток двигателя. Их необходимо «прозвонить», чтобы разделить обмотки друг от друга и соединить по нужной нам схеме “треугольник” – последовательно, когда конец одной обмотки соединяется с началом другой т. д (С1-С6, С2-С4, С3-С5).
При включении трёхфазного электродвигателя в однофазную сеть, в схему “треугольник” добавляются пусковой конденсатор Сп, который используется кратковременно (только для запуска) и рабочий конденсатор Ср.
В качестве кнопки SB для запуска эл. двигателя небольшой мощности (до 1,5 кВт) можно использовать обычную кнопку “ПУСК”, применяемую в цепях управления магнитных пускателей.
Для двигателей большей мощности стоит заменить её на коммутационный аппарат помощнее – напр, автомат. Единственным неудобством в этом случае будет необходимость ручного отключения конденсатора Сп автоматом после того как электродвигатель наберёт обороты.
Таким образом, в схеме реализована возможность двухступенчатого управления электродвигателем, уменьшая общую ёмкость конденсаторов при “разгоне” двигателя.
Если мощность двигателя невелика (до 1 кВт), то запустить его можно будет и без пускового конденсатора, оставив в схеме лишь рабочий конденсатор Ср.
Рассчитать ёмкость рабочего конденсатора можно формулой:
- С раб = 4800 • I / U, мкФ – для двигателей, включенных в однофазную сеть с соединением обмоток “треугольник”.
- С раб = 2800 • I / U, мкФ – для двигателей, включенных в однофазную сеть с соединением обмоток “звезда”.
Это наиболее точный способ, требующий, однако, измерения тока в цепи электродвигателя. Зная номинальную мощность двигателя, для определения ёмкости рабочего конденсатора лучше воспользоваться следующей формулой:
С раб = 66·Р ном, мкФ, где Р ном – номинальная мощность двигателя.
Упростив формулу, можно сказать, что для работы трёхфазного электродвигателя в однофазной сети, ёмкость конденсатора на каждые 0,1 кВт его мощности должна составлять около 7 мкФ.
Так, для двигателя мощностью 1,1 кВт ёмкость конденсатора должна составлять 77 мкФ. Такую ёмкость можно набрать несколькими конденсаторами, соединёнными друг с другом параллельно (общая ёмкость в этом случае будет равна суммарной), используя следующие типы: МБГЧ, БГТ, КГБ с рабочим напряжением, превышающим напряжение в сети в 1,5 раза.
Рассчитав ёмкость рабочего конденсатора можно определить ёмкость пускового – она должна превышать ёмкость рабочего в 2-3 раза. Применять конденсаторы для запуска следует тех-же типов, что и рабочие, в крайнем случае и при условии очень кратковременного запуска можно применить электролитические – типов К50-3, КЭ-2, ЭГЦ-М, рассчитанных на напряжение не менее 450 в.
Как подключить трёхфазный двигатель к однофазной сети.
подключение двигателя 380 на 220 вольт
правильный подбор конденсаторов для электродвигателя
Источник: remont220.ru